Согласно этимологической версии современного словаря Вебстера,
glamour происходит от старого шотландского слова
gramarye, означавшего разные способы воздействия на судьбу:
магию, некромантию, гадание по древесным изгибам, полету птиц и прочие оккультные учения. В современный язык оно попало в 30-е годы XIX века, приобретя к тому времени значение некоего несбыточного, но оттого не менее соблазнительного очарования.
Ниже - о смысле понятия.
читать дальшеГламур как центральное понятие моды (а в настоящее время есть основания утверждать, что в моде именно гламур) является неотъемлемой частью массовой культуры как таковой. Заметим, однако, что гламур и мода не одно и то же: гламур может быть не моден, мода не обязана быть гламурной. Но есть обширная зона, где они совпадают. Там живут респектабельные архетипы и тайные прописи современных мифов, разоблачение которых начал еще Ролан Барт в 60-е годы прошлого века.
Гламур больше, чем сумма трендов и брэндов, поведенческих манер и биографических стилизаций. Как система последовательного зомбирования он завораживает и нейтрализует критическую волю человека, усыпляет здравый смысл. Печатное слово способно подчинять костюм детали, развенчивать один аксессуар как старомодный и провозглашать другой символом морального здоровья и социального успеха. Таким образом на страницах модных журналов и появляются заголовки типа: «10 вещей, которые надо срочно купить» и иже с ними. Еще одной неотъемлемой чертой гламура становится то, что в глянцевых текстах не может быть непонятного, поскольку непонятное нельзя купить, просто незачем.
Значение этого слова расширяется: на радио, например, появляется передача «Гламур-кафе», с экрана телевизора можно услышать словосочетания типа гламурный подонок, в современном молодежном сленге слово «гламурная» употребляется в значении светская, а очень популярное «гламурненько» - в ироническом значении «простовато, незатейливо». Можно сделать вывод о непосредственном закреплении гламура за понятиями «свет, богема». Такое понимание делает это слово неотъемлемой частью, обязательным атрибутом светского общества. Особенно в понимании людей, которые к этому обществу не принадлежат.
Известно, что на Западе, как это ни странно, гламур обслуживает капиталистическую элиту гораздо более старшего возраста, чем это принято в России. Там это зеркало, разглаживающее морщины. Это зеркало сочувственно не показывает старикам их страхи и их реальность. Кроме того, в России, как считают наблюдатели, глянец читают люди гораздо более образованные, чем в Европе.
Идея гламура как мифа потребления крайне проста. Сквозь глянцевые страницы журналов чаще всего просвечивает современный миф о Золушке, который гласит: единственный способ стать, кем хочешь, - купить правильные туфли и сумочку к ним. То же касается и мужской половины населения, с той лишь разницей, что место Золушки занимают не менее продуктивные представления о супергероях.
Еще один занятный факт: «перекормленность» современников гламуром вызвала к жизни диаметрально противоположное, на первый взгляд, явление - «трэш». Что такое «трэш», формально определить несложно: мусор, то, что нарушает общепринятые представления о хорошем вкусе, нечто, сделанное наспех, без уважения к материалу и теме. Однако, зародившись в качестве «протеста» и основного противопоставления гламуру, трэш, соединяясь с ним, создает новое направление - «трэш-гламур». Более того, он становится популярным трендом, превращая антиномию «гламур - трэш», по сути, в разные полюсы того же китча.
В общем, выводы напрашиваются весьма неутешительные: под воздействием столь завораживающей системы человек теряет контроль над своей жизнью, за него начинают решать модные эксперты и консультанты по стилю, он оказывается не в состоянии возвыситься над ситуацией и посмотреть на себя со стороны. Но существует и другая точка зрения на гламур. Вполне понятно, что душа человеческая во все времена жаждет красоты и очарования.
Наталья Ивацик,
студентка Дальневосточного гуманитарного госуниверситета.